25.07.2017
Порядок изъятия, хранения и возврата законному владельцу электронных носителей информации
Современные информационные технологии существенно изменили структуру экономики, образ жизни, механизмы функционирования общеизвестных институтов. Расширение сфер использования компьютеров, наряду с положительными моментами, по¬влекло за собой ряд проблем. Все чаще электронные носители информации становятся объектом и орудием совершения преступлений.
Федеральный закон от 28.07.2012 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» определил порядок изъятия (при производстве обыска и выемки), хранения, возврата электронных носителей информации, а также копирования содержащихся на них данных, передачи законному владельцу изъятых электронных носителей или обладателю содержащихся на ней информации.
Указанные изменения должны обеспечить продолжение деятельности хозяйствующих субъектов в случае изъятия электронных носителей информации в ходе расследования уголовных дел.
Введя в уголовно-процессуальный кодекс новый термин «электронные носители информации», законодатель не определил его сущность. Согласно ГОСТ 2.051-2013 электронный носитель, это – материальный носитель, используемый для записи, хранения и воспроизведения информации, обрабатываемой с помощью средств вычислительной техники. Однако данное определение не сильно помогает следователям в уяснении смыла данного термина. По мнению некоторых авторов, объектами, которые подпадают под приведенное определение ГОСТ, являются носители информации, не являющиеся частью другого устройства и реализующие функцию хранения информации в качестве основной. К ним относятся: внешние накопители на жестких магнитных дисках, в том числе подключаемые через интерфейс USB; оптические носители информации (CD, DVD, Blu-ray диски); карты флэш-памяти в различном конструктивном исполнении. Сюда же следует отнести и внутренние накопители на жестких магнитных дисках. Именно на таких устройствах находится наибольший объем информации, имеющей значение для дела.
В соответствии с изменениями, внесенными указанным выше законом при производстве обыска и выемки электронные носители информации (вне зависимости от типа) изымаются с участием специалиста, даже если при этом манипуляции с электронной техникой не производятся.
Изъятие электронных носителей компьютерной информации может ускорить процесс расследования, позволяет более детально изучить их содержимое. Вместе с тем, наряду с чисто техническими сложностями полного изъятия электронных носителей, существуют и экономические, создающие их владельцу дополнительные трудности в работе, влекущие серьезные убытки.
Изымать всю компьютерную систему (системный блок) и периферийные устройства далеко не всегда обязательно. Эти устройства взаимодействуют между собой, но каждый компонент системы выполняет определенную функцию; они не все хранят информацию и поэтому могут работать и быть исследованными независимо. В некоторых случаях по согласованию со специалистом изымаются только устройства, со¬ответствующие направлению исследования, или даже только жесткий диск из системного блока.
На случай, если изъятие электронных носителей компьютерной информации все же необходимо, законодатель внес изменения, предусматривающие возможность и порядок копирования с них информации на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изымаемых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации (ч. 9.1 ст. 182, ч. 3.1. ст. 183 УПК РФ). Такое копирование осуществляется специалистом, по ходатайству законного владельца изымаемых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации, в присутствии понятых. При копировании информации должны обеспечиваться условия, исключающие возможность ее утраты или изменения.
Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе соответствующего следственного действия с указанием, какие файлы (их имена и типы) или программы, каким образом были скопированы, откуда и куда (физические носители, с которых и на которые скопирована информация), время начала и окончания копирования, количество копий и кому они вручены.
В соответствии с ч. 9.1 ст. 182 и ч. 3.1 ст. 183 УПК РФ не допускается копирование информации при производстве указанных выше следственных действий, если это может воспрепятствовать расследованию преступления либо, по заявлению специалиста, повлечь за собой утрату или изменение информации.
По логике закона следователь не вправе отказать в копировании информации, если он не может обосновать, что это может воспрепятствовать расследованию преступления. Между тем не исключена ситуация, когда лица, у которых производятся обыск или выемка могут потребовать копирования информации, используемой ими для преступной или иной противоправной деятельности.
Очевидно, прежде чем принять решение о том производить ли копирование информации, какая именно информация на изымаемых носителях содержит данные, необходимые для нормаль¬ной работы юридического лица или индивидуального предпринимателя в помещении которого производится обыск или выемка, может ли эта операция повлечь за собой утрату или изменение информации и т.д. должно быть проведено предварительное исследование информации.
Закон оставляет открытым вопрос о том, как владелец изымаемых электронных носителей информации сможет реализовать свое право на копирование. Согласно ч. 9.1. ст. 182 и 3.1. ст. 183 УПК РФ копирование осуществляется на другие носители, предоставляемые законным владельцем изымаемых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Однако практика свидетельствует, что при обыске и выемке следователи стараются изымать все без исключения носители информации, в том числе неиспользованные.
Некоторые ученые отмечают, что по смыслу рассматриваемых норм, копирование с изымаемых электронных носителей информации – это часть следственного действия (обыска, выемки), а не самостоятельное процессуальное действие. С этим утверждением нельзя не согласиться. Вместе с тем, необходимо учитывать, что законодатель регламентировал процедуру копирования информации, осуществляемого после производства неотложных следственных действий. То есть спустя определенное время после завершения обыска, выемки, а также осмотра.
Согласно ч. 2.1. ст. 82 УПК РФ в случае невозможности возврата изъятых в ходе производства указанных следственных действий электронных носителей информации их законному владельцу содержащаяся на этих носителях информация копируется по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации. Очевидно, что ходатайство о копировании информации должно быть подано в письменном виде на имя следователя, дознавателя, судьи в производстве которого находится уголовное дело. Ходатайство должно содержать сведения о лице, его подающем, цели копирования, перечне информации, подлежащей копированию, электронных носителях информации предоставляемых заинтересованным лицом для копирования. К ходатайству прилагается копия документа, подтверждающего, что лицо, обратившееся с ходатайством, является законным владельцем содержащейся на электронных носителях информации. Ходатайство не подлежит удовлетворению, если лицо, обратившееся с ходатайством, не является законным владельцем содержащейся на электронных носителях информации, либо если копирование информации может воспрепятствовать расследованию преступления.
Законодатель достаточно подробно изложил процедуру копирования указанной информации. Как и при обыске и выемке, копирование осуществляется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копирование выполняется в подразделении органа предварительного расследования или в суде при участии законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации и (или) их представителей и специалиста, а также в присутствии понятых. Хотя в законе об этом не говорится, очевидно, что участие в производстве данного процессуального действия следователя, дознавателя, судьи, в производстве которого находится уголовное дело, также обязательно.
При копировании информации должны обеспечиваться условия, исключающие возможность ее утраты или изменения. Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации. Об осуществлении копирования информации и о передаче электронных носителей информации, содержащих скопированную информацию, законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 166 УПК РФ (ч. 2.1. ст. 82 УПК РФ).
Изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами электронные носители информации подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты, с учетом требований статьи 6.1 УПК РФ (ч. 4 ст. 81 УПК РФ). Какой срок возврата электронных носителей информации считать разумным, в законе не определен. Обоснованным представляется внесение изменений в ч. 4 ст. 81 УПК РФ изложив ее в следующей редакции: «… подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты в течение пяти дней после изъятия о чем делается запись в протоколе».