16 июня
Понедельник 01:49
Пробки
в городе
Новости от прокуратуры Санкт-Петербурга

Фиктивная постановка на учет по месту проживания иностранных граждан

31.05.2025

В условиях возрастающего миграционного потока особую актуальность приобретает обеспечение законности в сфере миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Одним из наиболее распространённых противоправных деяний в указанной сфере является фиктивная постановка на учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания или по месту жительства.

В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» под фиктивной постановкой на учёт понимается регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении на основании представления заведомо ложных сведений либо без намерения пребывания (проживания) в этом помещении.

Наиболее распространёнными случаями фиктивной регистрации являются:

- регистрация по фиктивным или недостоверным адресам;

- постановка на учёт в жилых помещениях без фактического проживания иностранного гражданина и без согласия собственника;

- регистрация по подложным документам или по заявлению заинтересованных лиц, не имеющих на это правовых оснований.

Статья 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливает уголовную ответственность за фиктивную постановку на учёт иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания или по месту жительства.

Санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде:

- штрафа в размере до пятисот тысяч рублей;

- либо в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет;

- либо принудительных работ на срок до трёх лет;

- либо лишения свободы на тот же срок.

При квалификации содеянного учитываются обстоятельства совершения преступления, количество фиктивно зарегистрированных лиц, характер и степень наступивших последствий.

Одновременно с мерами уголовно-правового воздействия действующим законодательством установлена административная ответственность за нарушение правил миграционного учёта.

Так, ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток за нарушение правил предоставления сведений о постановке на учёт по месту пребывания.

Аналогичная ответственность предусмотрена и для граждан, предоставивших жилое помещение для фиктивной регистрации иностранного гражданина.

Органы прокуратуры Российской Федерации в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в миграционной сфере систематически проводят проверки соблюдения законодательства о миграционном учёте иностранных граждан, в том числе по фактам фиктивной регистрации.

По результатам надзорных мероприятий в случае выявления нарушений принимаются меры прокурорского реагирования.

Особое внимание уделяется случаям, когда фиктивная постановка на учёт осуществляется с корыстной целью или организованными группами лиц.

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает комплекс мер уголовно-правового и административно-правового воздействия за фиктивную постановку на учёт иностранных граждан и лиц без гражданства.

Пресечение противоправных деяний в указанной сфере и обеспечение неотвратимости ответственности виновных лиц остаётся приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры.