25.10.2019
В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения
между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером -
тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в
России является экстремизм среди подростков и молодежи.
Подростково-молодежный экстремизм – это взгляды и типы поведения молодых людей, основанные на культивировании
принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Проявляется в подростковой и
молодежной среде в непримиримости к инакомыслящим, особенно к представителям определенных молодежных движений, в
стремлении к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.
Основными чертами современного молодёжного экстремизма являются: возрастающая организованность, сплочённость
группировок;формирование в группировках идеологических, аналитических и боевых структур;усиление мер
конспирации;использование для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и
коммуникационных технологий.
Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На
это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане
подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском
смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной
идентичности, также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.
Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу
людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура,
неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.
Исходя из этого, вытекают направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе,
такие как, информирование молодежи об экстремизме, об опасности экстремистских организаций;разъяснениео мерах
ответственности родителей и детей за правонарушения экстремистской направленности; особое внимание следует обращать
на внешний вид ребёнка, на то, как он проводит свободное время, пользуется сетью Интернет и мобильным
телефоном;пропагандировать среди молодёжи здоровый и культурный образа жизни: организация летнего отдыха и
временного трудоустройства несовершеннолетних, проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию
детей и подростков, проведение спортивных и культурно-массовых досуговых мероприятий; развитие толерантности у
подростков, повышение их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию;
снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная
деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам
конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров; научить детей ценить
разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека; создание условий для снижения агрессии,
напряженности; создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи: (например, занятия
творчеством или спортом, разнообразные хобби, клубы и т. д.).
Особое внимание следует уделять подросткам, находящимся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской
активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в
молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность
их включения в поле экстремистской активности.