26 марта
Среда 01:21
Пробки
в городе
Новости от ГИБДД, УМВД

«Безопасный счёт» - осторожно мошенники!

20.03.2025

Дистанционное мошенничество приобрело широчайший размах в Российской Федерации. Мошенники постоянно придумывают новые схемы. В настоящее время мошенники используют новую схему выуживания денег у граждан. Данная схема подразумевает перевод денежных средств на так называемый «безопасный» или «специальный» счёт, чтобы «спасти» деньги гражданина.

В чем суть новой мошеннической схемы. Мошенники связываются с потенциальной жертвой и сообщают о попытке несанкционированного списания средств со счета. Чтобы спасти деньги, их надо перевести на безопасный счет. Это типичная уловка, которую злоумышленники модернизировали: теперь они предлагают отправить средства на счет в Центробанке, пока правоохранительные органы ищут преступников. После поимки аферистов переведенные на безопасный счет средства будут возвращены наличными в приемной ЦБ, обещают мошенники, предупреждая, что данную информацию нельзя разглашать — за это предусмотрена уголовная ответственность.

Затем человеку приходит СМС с подтверждением записи на прием в ЦБ с официального номера Банка России (300). Это делают мошенники — для записи в общественную приемную ЦБ достаточно ввести ФИО, адрес, электронную почту и номер телефона, эти данные есть у аферистов. Таким образом мошенники пытаются убедить свою жертву сделать перевод.

Центральный банк предупреждает – если вы не записывались на прием (на сайте регулятора или по телефону горячей линии), но получили сообщение о записи, игнорируйте его. С высокой долей вероятности за СМС стоят мошенники, использовавшие ваши персональные данные.

Никуда не переводите деньги, даже если вам сообщают о риске кражи. Безопасных, резервных и прочих специальных счетов для спасения денег не существует. На самом деле, если перевести средства, они отправятся на счет мошенника.

Работники Банка России, сотрудники правоохранительных органов не звонят и не пишут гражданам, не отправляют им какие-либо документы, не просят назвать персональные данные и совершить операции со счетом.           

Что делать, если вы перевели деньги на счет мошенников. Нужно написать заявление в полицию. Быстрее всего это можно сделать онлайн на сайте регионального МВД. В заявлении опишите все известные данные: с какого номера позвонил мошенник, что он говорил, на какой счет и в каком объеме были переведены средства. Также приложите скриншоты, подтверждающие операцию.
Затем сообщите о произошедшем в свою финансовую организацию.

Банки крайне редко компенсируют потерю средств, когда клиент сам назвал третьим лицам конфиденциальные банковские данные или перевел деньги.
С 25 июля 2024 года финансовые организации должны проверять все переводы клиентов и блокировать операции с признаками мошенничества. Финансовые организации должны будут проверять счет получателя перевода в так называемом черном списке счетов, замеченных в подозрительных операциях. Это означает, что деньги не будут отправляться со счета отправителя на счет получателя моментально, сначала банк будет сверяться с базой ЦБ. Если счет окажется в черном списке, финансовое учреждение обязано его заморозить, затем связаться с клиентом и уточнить, действительно ли он совершал операцию. У отправителя есть два дня на ее отмену. Если банк не сверился с базой ЦБ, не связался с клиентом и перевел деньги на подозрительный счет, он обязан в течение 30 дней (для трансграничных переводов срок возмещения составляет 60 дней) компенсировать утраченные средства в полном объеме. Если клиент утверждает, что добровольно перевел деньги на счет из черного списка, банк разморозит платеж и не возместит ущерб, если у клиента появятся претензии.

Так как же уберечься от мошенников. Злоумышленники постоянно совершенствуют способы обмана граждан, но неизменно просят своих жертв совершить определенные действия — сообщить персональные данные или перевести деньги.

Вот простые правила, соблюдение которых убережет от потери средств:

1.     Если вам позвонили от имени Центробанка/правоохранительных органов/коммерческого банка и сообщили о несанкционированной покупке/переводе или о чьей-то попытке оформить на вас кредит, вешайте трубку. Свяжитесь со своим банком по его официальному номеру (указан на сайте или на карте) или в чате мобильного приложения и сообщите о случившемся.

2.     Никому не говорите конфиденциальные банковские данные: CVC-код, срок действия и ПИН-код карты, одноразовые пароли из СМС или push-сообщений, логин и пароль от онлайн-банка. Если вы назвали посторонним конфиденциальные данные, как можно скорее заблокируйте карту.

3.   Не устанавливайте на смартфон или компьютер приложение удаленного доступа — с его помощью мошенники могут получить доступ к мобильному банку и похитить средства.

4.   Если вы получили сообщение о несанкционированной операции или о займе, который не запрашивали, свяжитесь с банком. Если в сообщении есть ссылка, не переходите по ней — она может содержать вредоносное программное обеспечение или вести на фишинговый сайт, копирующий официальный сайт банка.

5. Для оплаты интернет-покупок используйте виртуальную карту. А для офлайн-покупок — платежный стикер.